Актуальные задачи в сфере оценки качества образования в России стали предметом обсуждения участников межрегиональной конференции «Развитие единой системы оценки качества образования: опыт и перспективы», организованной Рособрнадзором.
Открывая конференцию, министр образования и науки РФ Ольга Васильева подвела итоги экзаменационной кампании 2017 года. «Экзамены в форме ЕГЭ прошли максимально объективно», — отметила министр. В то же время, по ее словам, проблемы с объективностью проведения экзаменационных процедур в 9 классах остаются.
Глава Минобрнауки России уделила особенное внимание теме правильного использования результатов Всероссийских проверочных работ. «Нам нужно вести себя очень вдумчиво и корректно и, принимая управленческие решения, четко осознавать, что мы должны на основании проверочных работ помогать тем школам, которые показали более слабые результаты. Нам нужно заниматься разработкой и реализацией новых программ повышения квалификации учителей. Результаты Всероссийских проверочных работ обязательно должны использоваться в работе региональных институтов повышения квалификации и методических служб», — подчеркнула министр.
Ольга Васильева рассказала также о новой модели контрольно-надзорной деятельности в отношении школ. По ее словам, нет необходимости постоянно проверять школы, которые объективно показывают высокие результаты своей работы. В рамках инспекции целесообразно сделать акцент на тех школах, которые явно необъективны или показывают очень низкие результаты обучения.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов поблагодарил всех, кто был задействован в организации ЕГЭ в этом году, за качественную работу, обеспечившую спокойное, прозрачное и объективное проведение экзаменов. «Для нас важно сохранить этот уровень», — сказал он.
Он констатировал, что за четыре последних года была проделана значительная работа по обеспечению объективности результатов ЕГЭ. Теперь, по его словам, важно обеспечить объективность оценочных процедур и на других уровнях системы образования. «В системе образования мы без объективной оценки ни управлять, ни развивать, ни принимать решения, ни обеспечивать качество образования не сможем», — подчеркнул глава Рособрнадзора.
По его словам, главный результат объективного проведения ЕГЭ в последние четыре года – резкое сокращение количества участников экзаменов, которые не смогли преодолеть минимальные пороги по предметам. «Дети стали учиться», — отметил он.
Сергей Кравцов рассказал, что использовавшиеся в этом году в половине пунктов проведения экзаменов (ППЭ) технологии печати контрольных измерительных материалов и сканирования работ участников хорошо себя зарекомендовали. В следующем году при проведении ЕГЭ планируется их использовать повсеместно.
Он напомнил, что разработана модель устного экзамена по русскому языку в 9 классах, которая пройдет широкую апробацию осенью этого года. По словам главы Рособрнадзора, устное собеседование может стать допуском к экзаменам для участников ГИА-9. Данный вопрос еще предстоит обсудить на различных площадках.
Сергей Кравцов рассказал, как ведется подготовка к введению обязательного экзамена по иностранным языкам для выпускников 9 классов в 2020 году и выпускников 11 классов в 2022 году. По его словам, уровень знаний учащихся и методической подготовки учителей вызывают определенную обеспокоенность, поэтому Минобрнауки разрабатывается специальная программа, призванная решить имеющиеся проблемы.